Кризис и туризм в Украине

То, что сейчас происходит с туризмом в Украине на первый взгляд очень просто и понятно. Чем глубже кризис и беднее народ, тем сильнее ветер путешествий дует на паруса внутреннего туризма. Некоторые даже говорят о подъеме в туристической отрасли и доказывают, что внутренний украинский туризм чуть ли не на пике спроса. Кажется, что для его развития и делать ничего не надо. Кризис уже все сделал за чиновников от туризма. Дополнительный толчок спросу на местные достопримечательности дала патриотическая волна, на фоне которой многие недостатки туристических объектов не замечались или игнорировались.

С одной стороны, появилось много энтузиастов, развивающих внутренний туризм, появилось несколько неплохих туристических объектов, таких как замок Радомысль или фонтан в Виннице, благодаря которым туристические пятна на карте Украины существенно увеличились в размерах.

С другой стороны, инфраструктура на уровне слаборазвитых азиатских стран. Главная проблема – дороги, о которых стало даже неприлично говорить – типа, это ж очевидно и откуда взять деньги которых нет. Пример ужасного ужаса – Одесская область, Ивано-Франковская, Тернопольская, Львовская (местами), Черкасская, Кировоградская.

Именно благодаря жуткой дорожной, отельной и ресторанной инфраструктуре Украина для 99 процентов населения остается Terra Incognita. Потому что есть всего несколько направлений по которым можно комфортно ездить, большинство — из Киева.

Природа повышенного спроса на внутренние путешествия

За сегодняшний повышенный спрос на путешествия по Украине несет ответственность экономический кризис и резкое обнищание среднего класса. Бывший средний класс, который раньше мог позволить себе отдых за границей два-три раза в год, сейчас предпочитают от одного до нескольких раз в году путешествовать по Украине. При этом основной поток туристов приходится на Западную Украину и карпатский регион.

Интерес к путешествиям по Украине существенно вырос только в последние 2 года. Во столько же раз упал внешний туризм. Этому способствовало не только падение платежеспособности украинцев, но и уход лоу-кост операторов типа Wizz Air Украина, рост курса доллара и ужесточение визовых процедур во многих ранее лояльных посольствах.

То есть получается, что рост внутреннего туризма происходит вопреки здравому смыслу. Целенаправленной политики государства направленной на увеличение роста внутреннего туризма нет, желание развивать его вроде бы появились перед Евро 2012, но дальше разговоров дело не пошло. Сейчас внутренние путешествия держатся, так же как и 10 лет назад, на энтузиастах, крупные операторы эксплуатируют несколько популярных направлений, таких как Львов, Карпаты, Каменец Подольский, Одесса и Причерноморье в летнее время. Даже ближайшая к Киеву Черниговская область массово не востребована.

Что будет происходить дальше

Сначала каждый любитель путешествовать съездит в Карпаты, Львов, Каменец и Черновцы, причем не по одному разу. После стабилизации курса доллара, украинцы привыкнут к новым ценам и новым доходам. Затем спрос на внутренний туризм снова вернется на уровень начала нулевых годов, то есть на минимальный уровень.

Основная масса путешествующего среднего класса возвратится к практике зарубежных вояжей, рассуждая примерно так: «лучше я один раз в году отдохну комфортно в Турции (Австрии, Египте, Таиланде), чем буду тратить деньги на уже увиденные или сомнительного качества достопримечательности Украины, плохой сервис и разбитые дороги.

Менее состоятельные люди, которые раньше могли позволить себе хотя бы поездки выходного дня, не будут никуда ездить вообще, ни за границу, ни по Украине и выберут вариант «дача».

Что нужно для развития внутреннего туризма

Нужен совсем не экономический кризис, а хотя бы минимальные вложения в транспортную составляющую, гостиничную инфраструктуру и сотрудничество отельеров с турфирмами. Как это ни странно звучит от меня, приверженца самостоятельных путешествий, но во многих интересных местах Украины в пиковое время поселить группу из двадцати-тридцати человек просто нереально. Попробуйте найти бюджетные отели для большой группы во Львове, например. А возить маленькие группы станет нерентабельным из-за цены топлива и аренды мини-бусов.

Важно наладить сотрудничество туроператоров с кафе-ресторанами, тут две крайности – или комфортно, но очень дорого или дешево и отвратительно, никаких полутонов для среднего класса. И это при фееричной по вкусу и недорогой украинской кухне!

Все остальное для продвижения страны сделают энтузиасты путешественники, блогеры и минимальная реклама.

Автор: Алексей Гаврилов

Источник: lifeistravel.com.ua

Места, которых не коснулся кризис:

Букский каньон в Черкасской области